Общение военнослужащих пограничной службы с иностранными гражданами

Общение военнослужащих пограничной службы с иностранными гражданами
Общение с иностранными гражданами является составной частью функциональных обязанностей военнослужащих Пограничной службы и представляет собой, регламентированный должностными инструкциями процесс обмена информацией и восприятия субъектов общения в целях определения законности их действий, а также осуществления управляющего воздействия на их поступки и поведение. Общение происходит в условиях непосредственного контакта с иностранными гражданами. Так, находясь в кабине паспортного контроля, контролер непосредственно воспринимает иностранных граждан, осуществляя как визуальный, аудиальный, так и тактильный контакт (при приеме и выдаче документов). Формы общения: 1) категоричное предъявление требований к гражданину (при явных признаках нарушения Закона о государственной границе РФ); 2) последовательный распрос об обстоятельствах совершенных или планируемых действий с целью установления признаков нарушения (намерения нарушить) границы; 3) контрольно-проверочный опрос с целью получения дополнительной информации о правомерности пересечения государственной границы или нахождения в пограничной зоне (территориальных водах РФ).

Непосредственный контакт создает благоприятные условия для нарушителя границы по оказанию на контролера определенного психологического воздействия, давления для решения вопросов пропуска в свою пользу. При этом, граждане государств Юго-Восточной Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока прибегают к подкупам; граждане государств Западной Европы и США к угрозам жалоб и международных скандалов. Нарушители границы пытаются осложнить процесс контроля отвлечением контролера хорошо продуманными вопросами и замечаниями, ввести в заблуждение относительно своих намерений показной уверенностью и т.д. Кроме того, используются и методы невербального воздействия: пристальный, "тяжелый", "гипнотизирующий" взгляд или обаятельная, "снисходительная" улыбка. Особенную трудность для контролера может создавать языковой барьер, который способствует возникновению тенденции к упрощению, редукции профессионального общения контролера с иностранцами. Это проявляется в сокращении количества уточняющих вопросов, задаваемых контролером иностранным гражданам, возникновении состояния неуверенности и желания быстрее завершить процедуру проверки документов. Обстановка в пунктах пропуска (на судах иностранных государств) создает много визуальных и шумовых помех в работе контролера. Шум, создаваемый транспортными средствами, постоянными объявлениями для пассажиров по громкоговорящей связи на русском и английском языках, значительно затрудняет контролеру задачу правильного восприятия речи другого человека.

В ходе вербального общения военнослужащие ПС оценивают особенности голоса и речи партнера: громкость, интонацию, темп, тембр, наличие экстралингвистических пауз (вздохов, покашливаний, звуков «Э.»), грамматический и стилистико-семантический строй, правильность ударений, лексическое разнообразие и т.д. Развитие умений служебного общения военнослужащих ПС осуществляется в процессе изучения этно-культурных особенностей граждан различных стран, языковой подготовки, социально психологических тренингов служебного общения.

(Ю.В. Гурьянов)

Литература: Ю.В. Гурьянов. Формирование операционно-тактической ориентировки служебной деятельности у военнослужащих контролерского состава Пограничных войск Российской Федерации. Автореф. дисс…. канд. психол. наук - М., 1994. С.А. Огнев «Психологические аспекты повышения эффективности деятельности командиров осмотровых групп пограничных кораблей. Автореф. дисс…. канд. психол. наук. – М.:, 1999.


Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. . 2003.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»